Методическая деятельность

Елена Николаевна Коростелева,

педагог-библиотекарь, учитель

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45»,

г. Сургут

 

Методическая разработка

«Библиотечный квест «Родословная книга сквозь призму войны»

Methodological development

"Library quest" Pedigree book through the prism of war»

 

Аннотация. Внеклассное мероприятие по курсу «Социокультурные истоки» проводился рамках библиотечных уроков для учащихся 6 классов МБОУ СОШ №45 г. Сургута. Библиотечный квест – игра для двух команд, основанная на изучении семейных историй обучающихся и педагогов школы, чьи родственники были участниками Великой Отечественной войны, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. Мероприятие так же направлено на знакомство с рядом библиотечных понятий.

Annotation. An extracurricular event on the course "socio-Cultural origins" was held as part of library lessons for students in grades 6 of MBOU SOSH No. 45. Surgut's. Library quest-a game for two teams, based on the study of family stories of students and teachers of the school, whose relatives were participants of the great Patriotic war, has a scenario, route and certain rules. The event also aims to introduce a number of library concepts.

Ключевые слова: квест, читательский интерес, читательские компетентности, концевой титульный лист, выходные данные, ББК, азбукой Морзе, решётку Кардано, книгохранение, абонемент, читальный зал.

Keywords: quest, reader interest, reader competence, end title page, output data, BBK, Morse code, Cardano grid, book storage, subscription, reading room.

 

Тема внеклассного мероприятия: «Родословная книга сквозь призму войны».

Форма проведения: квест.

Место проведения: школьная библиотека (читальный зал, абонемент коридор рядом с книгохранением), холл 3 этажа, школьный музей.

Участники: учащиеся 6 классов.

Цель: Развитие читательского интереса и читательской компетентности на основе изучения родословных, семейных историй обучающихся и педагогов школы.

Задачи:

1) Способствовать изучению родословных – семейных историй учеников и педагогов.

2) Развивать навыки читательской деятельности, умение работать в команде.

3) Воспитывать интерес к библиотечному делу, любови к книгам.

4) Познакомить с некоторыми библиотечными понятиями (концевой титульный лист, выходные данные, ББК и другие).

Технологии, методы, используемые на мероприятии: игровые, развивающие технологии, наглядные, словесные методы, ИКТ.

Оборудование: гаджеты, доступ к интернету, карточки с заданиями и паролями, надписи посланий, карточки с названиями станций, газеты, книги, презентации, лупа, фонарик, ёмкость с песком, игрушечный танк, перчатки для индивидуальной защиты, кисти – 4 шт.

Оформление: объявление игры, листы с названиями станций, красиво  оформленная книжная выставка «Дорогая сердцу книга о войне», плакат посвященный  75-летию Победы на интерактивной доске.

Подготовительная работа:

1. Выбор темы и цели квеста.

2. Подготовка концепции и стратегии игры.

3. Составление сценария квеста.

4. Сбор семейных историй учащихся о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну. Отбор для квеста наиболее интересных историй. 

4. Организация рабочей группы: педагогов-библиотекарей, педагогов-организаторов.

5. Оформление помещений.

Каждая команда в процессе прохождения квеста собирают по 4 символа (буквы и цифры), которые на последнем этапе, объединившись, должны сложить в надпись ПОБЕДА 75.

Локации/станции:

1.     Читальный зал школьной библиотеки – старт, финиш квеста

2.     Школьный музей – «Сапёры»

3.     Холл, книгохранение («грязный склад») – «Разведчики»

4.     Абонемент школьной библиотеки - «Родословная книга»

Маршруты

1 команда:

1.     Читальный зал школьной библиотеки – старт квеста

2.     Школьный музей – «Сапёры»

3.     Абонемент школьной библиотеки - «Родословная книга»

4.     Холл, книгохранение – «Разведчики»

5.     Читальный зал школьной библиотеки – финиш квеста

2 команда:

1.     Читальный зал школьной библиотеки – старт квеста

2.     Холл, книгохранение – «Разведчики»

3.     Школьный музей – «Сапёры»

4.     Абонемент школьной библиотеки - «Родословная книга»

5.     Читальный зал школьной библиотеки – финиш квеста

Старт квеста (Читальный зал библиотеки)

Приветствие участников квеста. Деление класса на 2 группы. Придумывание названия каждой команде. Объяснение условий игры. Выбор капитана команды. Выдача маршрутного листа.

Станция «Сапёры» (Школьный музей)

Участникам квеста предлагают найти в Школьном музее старую газету. Дети ищут.

В газете «Свет Октября» №20 от 19 мая 2018 года на стр. 11, 12 участники знакомятся с семейной историей Карповой Веры из 6 Б.  Прадедушка Веры служил на фронте миномётчиком, снайпером и сапёром. Участники квеста на время игры превращаются в сапёров.

Задание для участников – разминировать танк. В пластиковой ёмкости насыпан песок, на нем стоит «заминированный» танк. Задача команды – разминировать танк. В качестве мины – пластиковый контейнер от Киндер-сюрприза, в котором лежат цифры. Для одной команды – цифра 7, для другой – 5. Разминирование проводится в печатках широкими кисточками.

Станция «Разведчики» (холл 3 этажа, Книгохранение)

Детям выдаётся для изучения семейная история об Архипове Иване Фёдоровиче, написанная Федько Александром из 6 Ж. Иван Фёдорович был разведчиком.

- Разведчики – это очень внимательные, осторожные, надёжные, специально обученные люди. Существуют специальные школы разведчиков. 

- Ваш отряд разведчиков отправляется на боевое задание. Вам нужно будет перейти болото, попасть в заброшенный бункер (книгохранение) и получить секретную шифровку. Условия: двигаться необходимо в полной тишине, чтобы себя не обнаружить. Взявшись за руки, пройти всем отрядом по кочкам таким образом, чтобы одновременно на одной кочке стояли ноги двух разведчиков.

Для того, чтобы получить буквы, участники квеста проходят в книгохранение (встают рядом у входной двери), и как настоящие разведчики принимают сигналы азбукой Морзе (в тёмном помещении по направлению к двери и стоящим там детям передает световой сигнал). Ведущий спрашивает детей, что такое азбука Морзе, в случае, если они не знают – в телефонах в сети Интернет ищут и озвучивают это понятие.

Обозначения: «точка» – кроткий световой сигнал, «тире» - длинный световой сигнал. Между буквами пауза 3 сек.

Слово, зашифрованное азбукой Морзе – ЗВЕЗДА. Необходимые буквы: для одной команды – 3-я буква в слове (Е), для другой команды – последняя буква в слове (А).

Станция «Родословная книга» (Читальный зал библиотеки, Абонемент)

Участникам квеста предлагается обзор выставки «Дорогая сердцу книга о войне». Задание для детей – найти на выставке в разделе «Справочная литература» книгу, на концевом титульном листе которого указаны следующие выпускные данные (напечатано на карточке)

 

УДК 947.571

ББК 63.3(2)622 го14

Н31

 

Коллектив авторов

 

Наследники Победа – победителям

 

Книга исследовательских работ «Наследники Победы - победителям» - это итог 25-летней работы по патриотическому воспитанию педагогического коллектива 27-й школы города Сургута, родительской общественности, обучающихся, Совета ветеранов Великой Отечественной войны и участников трудового фронта. Книга состоит из воспоминаний ветеранов войны, участников трудового фронта, детей войны, записанных по рассказам самих очевидцев, а порой и из уст родителей обучающихся, которые хранят эту священную память в своём сердце. Таким образом, три поколения – прабабушки и прадедушки, родители и сами обучающиеся – авторы этой книги.

 

 

В книге участники находят письмо (на стр. 51), в котором даётся очередное задание – познакомиться с семейной историей Людмилы Ивановны Ведерниковой, педагога-библиотекаря нашей школы, её рассказом об отце Иване Филипповиче Ведерникове и решётка Кардано.

- Для того, чтобы найти следующую букву, нужно пройти в отдел школьной библиотеки «Абонемент», найти по ББК в разделе «Художественная литература» книгу А. Твардовского «Стихотворения и поэмы».

Твардовский А.Т.

Стихотворения и поэмы/Сост., вступ.ст. А. Туркова; Худож. О. Верейский. – М.: Дет. лит., 2005. – 314 с.: ил. – (Школьная б-ка).

- На текст на стр. 257 нужно наложить решётку Кардано.

На решётке вырезано окошко, в котором читаются буквы (О, Д) 

Финиш квеста (Читальный зал библиотеки)

Поиск последних букв.

Задание – найти на выставке лишнюю книгу, ту, которая не соответствует возрасту, тематике. На выставке «Дорогая сердцу книга о войне» в разделе 16 + стоит книга С. Михалкова «Три поросёнка», на выставке «Александр Куприн – прозаик, поэт, публицист» стоит книга «Немецкие народные сказки»). В каждой книге нужно найти записку, на которой будет указаны номер страницы, строки, слова, буквы. Буква, которая будет соответствовать этому номеру будет необходимой буквой, которая нужна для составления слогана. Участники квеста находят буквы «Б» и «П».

Обе команды должны объединить полученные на станциях буквы и цифры в надпись - слоган ПОБЕДА 75.

Просмотр на экране видеопоздравления, исполнения стихотворения о войне учеником школы.

Подведение итогов квеста. Награждение.

 

Список использованной литературы:

1.     Наследники Победа – победителям/Сост., вступ.ст. А. Баталина. – Тюмень: Тюменский дом печати, 2015. – 223 с.

2.     Твардовский А.Т. Стихотворения и поэмы/Сост., вступ.ст. А. Туркова; Худож. О. Верейский. – М.: Дет. лит., 2005. – 314 с.: ил. – (Школьная б-ка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 


 

Читальный зал школьной библиотеки – старт, финиш квеста

 


Станция «Сапёры» (Школьный музей)